27.05.2021
Институт потребительских экспертиз провел глобальное исследование качества бензина А-95, составив рейтинг лучших и худших АЗС на нашем рынке.
Специалисты Института потребительских экспертиз решили проверить качество самого популярного бензина А-95 на украинских заправках. Исследованию подверглись как национальные сети, так и сети среднего и регионального значения, которые позиционируют себя как дискаунтеры. Отбор производился по всей территории Украины. Пробы бензинов А-95 были взяты у 12 сетей — ОККО, SHELL, PARALLEL, KLO, Prime, Укрнафта, Avantage 7, Фактор, БРСМ-нафта, МОТТО, Sun Oil и АС Ойл.
Эксперты решили по-новому составить рейтинг, разделив полученные результаты на три основных зоны – зеленую, синюю и красную. В зеленой зоне оказались те сети, где бензин соответствовал всем требованиям и нормативам и имели некий «запас прочности» по качеству. В синей зоне разместились сети, бензин, которых, соответствовал требованиям профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95 Евро-5). Ну а в красную зону попали заправки, где были обнаружено некондиционное топливо, то есть, не соответствовало качественным показателям.
При лабораторных исследованиях специалисты прошлись по основным параметрам – октановое число, содержание серы, объемные части ароматических углеводородов и бензола. Также образцы были проверены на содержание аминов – запрещенных октановоповыщающих присадок.
По результатам исследований в зеленую зону попали 5 участников — ОККО, SHELL, KLO (топливо украинского производства SHEBEL), PARALLEL и Prime. Все образцы бензина А-95 показали октановое число не ниже 95 единиц, при этом, каждый бензин имел «запас» в районе единицы.
Содержание серы в каждом из пробников находился на допустимом уровне требований Евро-5. Содержание ароматических углеродов также оказались в норме. Что же касается присадок, то ни в одном из бензинов участников зеленой зоны не было обнаружено.
В синей зоне оказалось три участника — сети АЗС Avantage 7, Фактор и Укрнафта. Пробы бензинов, которые продают эти сети, соответствовали всем требованиям ДСТУ, но не имели «запаса». Учитывая то, что стоимость топлива на этих заправках ниже, чем у участников зеленой зоны – это очень хороший результат. Следовательно, на заправках этих сетей можно смело заправляться и экономить деньги.
А вот в красной зоне оказались четыре участника — БРСМ-нафта, МОТТО, Sun Oil и АС Ойл. Во всех пробах бензинов данных сетей обнаружился недостаток октанового числа. У БРСМ-нафта бензин А-95 имел октановое число 92,8, МОТТО – 94,2, Sun Oil – 94. Но особенно «отличилась» сеть АС Ойл, с октановым числом своего А-95 в 88,2 единицы. Такой бензин смертельно опасный для двигателей и топливной системы автомобилей.
Недопустимое содержание серы было обнаружено у образцов Sun Oil и АС Ойл — в полтора раза. Такое же положение дел с содержанием бензола. А вот у сети МОТТО содержание бензола было в два раза выше нормы.
Запрещенные присадки были обнаружены в образце Sun Oil. БРСМ-нафта, которая попалась на присадках в прошлый раз, на этот раз оказалась добросовестной, правда, поплатившись октановым числом.
Итог
Исследование указывает на четкую тенденцию к увеличению на украинском рынке доли некондиционного топлива, которое производится полукустарным методом, реализуемое некоторыми сетями АЗС. В свою очередь, крупные операторы, такие как ОККО, SHELL и PARALLEL гарантировано продают бензин А-95 европейских и белорусских НПЗ. Стабильно показал себя украинский бензин SHEBEL, который все больше продается на наших АЗС.